«От избранных существ потомства мы желаем, чтоб роза красоты цвела из рода род, чтоб старому, когда к земле он пригнетаем, на смену возникал такой же юный всход». В. Шекспир.
Произведения искусства и национальная культура Италии является ее величайшим достоянием. На протяжении 3000 лет картины, скульптуры, мозаики, оперы и произведения литературы способствовали формированию и становлению западной цивилизации и национальной культуры Италии.
Живопись и скульптура Италии
Греция и Рим
Греческое искусство принесено в Сицилию и в Южную Италию в VIII веке до нашей эры. Немногие произведения эллинистической живописи дошли до нас, однако ее влияние прослеживается в росписях гробниц и вазах этрусков в Центральной Италии, а также во фресковой живописи, украшавшей римские виллы, самые выразительные примеры которой сохранились в Помпеях и в Национальном археологическом музее в Неаполе.
Еще больший вклад в искусство и национальную культру Италии внесла эллиническая скульптура, влияние которой ощущалось не только в римский период, но и в эпоху Ренессанса и неоклассицизма XVIII и XIX веков. В музеях по всей Италии, а особенно в Риме, можно увидеть многочисленные шедевры римской скульптуры, великолепным исполнением которых римляне обязаны греческому искусству.
В преддверии Ренессанса
Более 500 лет в итальянской живописи доминировали три художественных образа: святые Мадонна с младенцем и изображение Христа на кресте. К XIV веку, в период постоянного роста благосостояния городов-государств, искусство стало принимать все более утонченные формы, которые стали казаться однообразными. Однако переход к новой манере, предшествующей эпохе Возрождения, был постепенным.
Одним из первых художников обратившихся к новым формам выражения, был Пьетро Каваллини. Некоторое время он работал в базилике Святого Франциска в Ассизи - здании, которое сыграло большую роль в развитии искусства и культуры Италии. Его учеником был Джото ди Бондонек, который сделал картины реалистичными, сюжетными, стал передавать переживания человека, ввел пространственную глубину.
Три величайших имени, господствующих в искусстве этого периода: Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело (1475-1564) и Рафаэль (1483-1520); их гениальность достигла своего совершенства; их творчество не поддается классификации, оно вне разрядов и категорий.
Барокко
Своего расцвета стиль барокко достиг в Риме, где находилась резиденция папы - самого могущественного покровителя Италии в XVII веке. Живопись барокко, хотя и не столь ярко выраженная, также представлена своими мастерами, среди которых, прежде всего, Караваджо, работы которого отличаются поразительной реалистичностью изображения. Оживление в итальянском искусстве в середине XIX века внесла группа тосканских художников, чей новый подход к стилю и цвету был отражением французского импрессионизма. В XX веке Италия оказала лишь второстепенное влияние на развитие мирового искусства. Сегодня богатые традиции итальянского искусства находят свое не менее яркое выражение в таких «прикладных» областях, как дизайн и высокая мода.
Архитектура
Самыми древними архитектурными сооружениями, которые были обнаружены в Италии, являются доисторические жилые помещения из камня, о происхождении которых сегодня известно очень мало. Страны Востока, Рим оказали свое влияние на архитектуру Византии. В основе многих зданий того времени лежала схема базилики или греческого креста. Восточные традиции, отличавшиеся богатством декора, наиболее ярко проявились при строительстве базилик Святого Марка в Венеции и Сан-Витпале в Равенне.
Начиная примерно с XIII века, готика внесла оживление в романский стиль, а, в конце концов, и сменила его. Главной особенностью готической архитектуры являются стрельчатая арка, крестовые своды, окно - розочка, стиль характеризуется созданием обширных интерьеров. В эпоху Ренессанса в архитектуре наблюдалось возрождение классических форм и идеалов.
На смену чистоте линий и форм Ренессанса пришла вычурность барокко, усложненные, театральные и в высшей степени декоративные элементы, которые служили выражением самоуверенного оптимизма. На короткое время в итальянской архитектуре XIX века появился модерн. К этому стилю относятся крытые стеклянные галереи в Милане и Неаполе.
В современной архитектуре Италии находят отражение процветающего сегодня итальянского дизайна. Так, творчество знаменитого архитектора Ренцо Пьяно – автора проекта Центра Помпиду в Париже, дает новый толчок для развития архитектурной традиции, которая насчитывает уже более 3000 лет.
Музыка
Миллионы людей во всем мире являются почитателями итальянской музыки. И недаром, ведь такие музыканты, как Вивальди, Паваротти, Бузони стали классиками, а музыканты современности, такие как Адриано Челентано, Тото Кутуньо, Паузини, Росси, Рамазотти и другие имеют множество поклонников почти во всех странах мира.
Начало тому огромному вкладу, который внесла Италия в мир классической музыки, положил в XI веке тосканский монах Гвидо Монако, разработавший современное нотное письмо, нотный стан и нотные знаки. Италия породила также одного из первых в мире, согласно имеющимся подтвержденным данным, композитора Франческа Ландини.
Средневековье достигло своей кульминации в творчестве Джованни Палестины. Светская музыка этого периода часто принимала форму мадригала, поэтического положенного на музыку, или свадебного концерта, и то и другое способствовало становлению величайшего музыкального наследия Италии - оперы. В самом начале опера оказалась в тени развития инструментальной музыки, которая своим совершенствованием и продвижением обязана триумвирату композиторов: Джироламо Фрескобальди (1583-1643), Арканжело Корелли (1653-1713), Доминико Скарлати (1685-1751), сочинявшим музыку для органа, скрипки и клавесина соответственно.
Венеция, тогда один из значительных центров итальянской музыки, отчасти благодаря оркестру Святого Марка, подарила миру Антонио Вивальди. Не оцененный в свое время Вивальди умер в Вене в нищете и забвении, но знаменитый в наши дни благодаря своим музыкальным творениям, среди которых «Времена года». Композитор написал около 454 концертов.
Опера
Многие связывают появление этого жанра с флорентийскими свадебными церемониями, представлениями, включающими в себя серию сцен с пением, танцами и театральными зарисовками. Первым хорошо известным композитором, которому удалось по-настоящему овладеть новым жанром, был Клаудио Монтеверди. Его
«Орфей» ознаменовал окончательное становление оперного жанра в музыкальном мире. В XVII веке жанр приобрел некоторую утонченность. Вскоре в каждом крупном городе в Италии появился свой оперный театр.
С тех пор почти все оперные знаменитости были итальянцами. Исключение составляет, конечно, Моцарт. Золотой век оперы, который начался в конце XIX века, ознаменовался приходом в этот жанр его гениев Джузеппе Верди и Джакомо Пуччини.
Современная итальянская музыка находится в тени оперы. И именно оперный певец, а не композитор, Лучано Паваротти, является самой известной современной итальянской звездой. Итальянское музыкальное наследие находит свое выражение в многочисленных престижных фестивалях.
Кино
Корни киностудии в Италии уходят в самое начало XX века. Первая киностудия была создана в Турине в 1905 году. Первый полнометражный фильм «Ночи Кабирии» вышел в 1914 году. Через несколько лет центральной съемочной площадкой стал Рим с его более мягким климатом, поразительным выбором декораций.
Большинство фильмов в 30-е годы были пустяковыми и поверхностными. После Второй Мировой войны новое поколение режиссеров проложило дорогу для нового направления в киноискусстве, в основу которого легло правдивое изображение действительности. Однако славным дням итальянского кино скоро пришел конец. Постоянно растущие цены вынудили итальянские киностудии снимать завуалированные вестерны, чтобы связать концы с концами.
Сегодня успех сопутствует итальянским кинематографистам лишь иногда. Из всех режиссеров, только Франко Дзефирелли и Бернардо Берталуччи режиссеры с мировым именем, хотя фильмы Джузеппе Тонаторе «Кино рай» и Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна»смогли завоевать симпатии публики во всем мире.
Литература
Итальянская литература, своеобразна и неповторима, как, впрочем, и многое другое в Италии. В разное время она отражала взгляды итальянских писателей на окружающий их мир и теперь перед нами настоящий красочный калейдоскоп итальянской жизни. Это и классическая литература эпохи Возрождения - Данте, Петрарка и патриотические произведения - Рисорджименто, Мандзони, Леопарди, и, уже ставшее мировым достоянием творчество А. Моравиа и У. Эко и многое, многое другое.
Ранняя итальянская литература следовала античным каноном. Их воплотили в своем творчестве римские поэты Вергилий «Энеида» и Овидий «Метаморфозы», писатели Плиний «Естественная история», Цезарь «Записки о галльской войне».
Латинский язык сохранял свое господство в литературе до XIII века, когда францисканские поэты, переняв традиции трубадуров из Прованса, стали сочинять свои произведения на разговорном итальянском языке того времени. Эту тенденцию продолжали три величайших деятеля итальянской литературы: Данте, Петрарка, Боккаччо.
После эпохи Возрождения в итальянской литературе продолжали появляться отдельные выдающиеся личности – представители различных литературных направлений. Новые шедевры породила эпоха фашистских репрессий: произведения Примо Леви, рассказывают о пережитом им в нацистских концлагерях; очерк Карло Леви « Христос оставался в Эболи» о бедности, с которой столкнулся писатель в годы своей ссылки в Южной Италии.