Великолепная Италия (Неаполь-Римини), с авиаперелетом
От Тибра до Арно, а/к AlItalia (суббота)
Культура и релакс, а/к Alitalia (суббота)
Лови момент! — Рим в кармане, а/к Alitalia (суббота)
Лови момент! — Мифы и легенды Рима, а/к Alitalia (суббота)
Чао, Италия! (Римини Рим Флоренция Венеция Сан-Марино), а/к VimAvia
Новая классическая Италия 3*, чартер (суббота)
Великолепная Италия (Римини-Неаполь), с авиаперелетом
Город Помпеи расположен на берегу Неаполитанского залива в 12 километрах от Неаполя у подножья вулкана Везувий, с которым связано самое страшное событие в его биографии, разделившее жизнь города на две эпохи.
Город Помпеи был основан в VIII веке до нашей эры древнеиталийским племенем осков. Благодаря выгодному положению он вскоре вырос в важный дорожный и портовый узел и тем самым стал привлекать внимание соседних государств. Первыми его захватили греки, затем этрусски, в V веке до нашей эры самниты, а в 310 году до нашей эры римляне. Правили Помпеями два регента, избираемые на пять лет, и верховный совет из 100 жителей города.
К I веку нашей эры Помпеи становятся важным торговым и промышленным центром и насчитывают около 20 тысяч жителей, в основном торговцы, вольноотпущенные граждане и рабы из Кампании, Греции и Азии, а также немногочисленные патриции самнитского или римского происхождения.
И вот в 62 году сильные подземные толчки потрясли города, расположившиеся вокруг Везувия, частично разрушив Помпеи, Геркуланум, Стабию, Неаполис, Нукерию. Землетрясения продолжались с нарастающей частотой и в последующие годы. Они, как теперь установили ученые, свидетельствовали о продвижении магмы к поверхности и возможном скором извержении. Никто не ощущал опасности. Здесь так же строили роскошные виллы богатые римляне.
Господство Рима на Средиземном море способствовало более свободному обмену , в основном благодаря производству и продаже вина и масла. Экономика Помпеи продолжала процветать, что позволило начать сооружение важнейших общественных зданий, таких как Амфитеатр и Одеон.
Поначалу мало кто из жителей Помпеи обратил внимание на облако из пепла и пара, которое поднялось над вулканом Везувий 24 августа 79 года нашей эры, ведь Везувий давно уже считался уснувшим вулканом. Вскоре черное облако закрыло все небо над городом, хлопья пепла оседали на крышах домов, тротуаре, деревьях. Под его слоем яркие краски города тускнели, сливаясь в единый серый фон.
Непрерывные подземные толчки постоянно сотрясали землю. Начавшееся землетрясение было настолько сильным, что повозки на улицах стали опрокидываться, а с домов падали статуи и осыпалась черепица. На улицу можно было выйти, только накрыв голову подушкой, так как вслед за пеплом с неба стали падать и камни.
Поднявшийся из жерла вулкана столб достиг высоты 20 километров. Многие жители пытались укрыться от пепла в домах, но там воздух быстро наполняли ядовитые сернистые пары и люди погибали от удушья. Под тяжестью пепла крыши домов обваливались на укрывшихся в них обитателей. Многие гибли, не в силах покинуть ценные вещи. Во время раскопок были найдены много людей с мешками, набитыми золотом и другими драгоценностями.
Во время самого извержения многие помпеянцы сидели в театре, где проходили представления или бои гладиаторов. Взрыв был растянутым во времени, поэтому большинство жителей Помпеи успели покинуть город. В городе остались рабы, которых оставили специально беречь домашнее имущество, и граждане, упорно отказавшиеся покидать свои жилища. Утро следующего дня встретило оставшихся в окрестностях людей кромешной тьмой, воздух стал горячим. Извержение Везувия полностью уничтожило Помпеи. Город скрылся под слоем пепла, толщина которого достигала 3 метров.
На многие века на месте, где раньше росли маслины и зеленели виноградники, простерлись унылые серые равнины застывшей лавы. Постепенно о Помпеях совсем забывают. Лишь спустя 1600 лет случайно обнаруживают первые признаки существования города. При неаполитанском короле Карле III Бурбоне начинаются раскопки Помпеи, и то лишь с целью поиска сокровищ.
Все самые интересные вещи уходят в частные коллекции, много позже на их основе формируется Национальный музей Неаполя. Мрамор вывозится для строительства дворцов и вилл. Так продолжается более 100 лет. В средине XIX века раскопки принимают археологический характер. Производимые почти 200 лет раскопки открыли около 60% территории города.
Исследования показали, что извержение Везувия случались еще XII и VIII веков до нашей эры. С тех далеких пор извержение Везувия повторялись более чем 80 раз. Среди них были и очень сильные, например, 16 декабря 1631 года, когда погибло около 7000 человек, и 15 городов были разрушены грязевыми потоками. В 1944 году во время высадки американцев в Италии, вулкан вновь ожил и в течение недели засыпал американские войска пеплом и туфом. Сегодня Везувий ведет себя тихо и спокойно.
На его вершину очень легко попасть, преодолев большую часть пути из Геркуланума на автобусе. Незабываемая красота Неаполитанского залива, острова Капри, Неаполя и окрестностей Везувия, открывающаяся с вершины вулкана - награда за проделанный путь. Повсюду прослеживаются лавовые потоки разных извержений. Перекрывая друг друга, они образуют подобие панциря, бронирующего склоны. А на юге видны Помпеи, возродившиеся из многовекового небытия. Виды на огромный кратер и неаполитанский залив незабываемы.
Что можно посмотреть
Помпеи - это не заповедник бесформенных развалин, скорее, он похож на музей макетов, потому что поверить, что все предметы подлинные, очень трудно. Это настоящий город, выплывший из наслоения тысячелетий в первозданном виде. Его легко представить ожившим: по колеям, протертым в камнях мощеных улиц, пойдут повозки, заржут лошади, «припаркованные» в строго отведенных местах, заплещут водой фонтаны, заработают печи с недопеченным хлебом.
Морские ворота
Главный вход для посетителей, открывающиеся в сторону моря ворота Порта Марина (Морские ворота), располагается на западной стороне города. Отправляясь на экскурсию, по огромной археологической зоне Помпей, необходимо соблюдать предусмотрительность. Обойдите сначала основные объекты и не увлекайтесь маленькими улочками, где каждый дом похож на другой.
Городской форум
Пройдя через морские ворота, вы почти сразу попадаете на древнейший городской форум, по сторонам которого расположились основные религиозные и общественные здания: храм Аполлона, храм Юпитера и Базилика - самое большое строение в Помпеях. Треугольный Форум был построен еще в самнитскую эпоху. На нем возвышался храм дорического ордера (VI века до нашей эры), посвященный Геркулесу.
Большой театр
Вдоль северо-восточной стороны площади располагались Самнитская палестра, Большой театр и казарма гладиаторов. Палестра служила местом спортивных занятий аристократов до того, как на окраине построили подобное сооружение больших размеров. Большой театр на 5000 зрителей (II век до нашей эры, перестроен при императоре Августе), выполненный по греческому образцу, стоял на склоне холма.
Граффити
На одной из стен прохода, ведущего на спортивную арену, сохранились, возможно, самые древние в мире графитти. Один рисунок изображает воина с мечом (считается, что это Спартак). На стене одного из домов есть такая надпись:
«Qui mihi docendi dederit mercedem, adeat, quod petit a superis» приводится, как «Кто даст мне плату за обучение, да получит он все, чего просит у всевышних богов (очевидно, учителя в Помпеях не всегда имели работу)». Или, например такая надпись:
«Modestum aed(ilem) o(ro), (ut) f(aciatis)». Прошу, чтобы вы сделали эдилом Модеста. (Надпись имеет отношение к предвыборной кампании)».
Малый театр
Восточнее Большого располагался Малый театр, или Одеон. Северо-западнее - небольшой храм Зевса Мелихиоса, который после разрушения большого святилища на площади Форума служил основным местом поклонения Зевсу, а рядом с ним изящный
храм Изиды, считающийся одним из лучших образцов античной архитектуры. Незадолго до катастрофы храм был заново отстроен и благодаря этому прекрасно сохранился.
В северной части находится знаменитые дома: дом Фавна и дом Виттиев. Последний представляет особый интерес: когда-то он принадлежал двум братьям, богатым торговцам. Расписанные фризы здания - один из лучших дошедший до наших дней образцов подобного искусства. Двигаясь дальше по Виа дель Аббонданца, а затем, повернув направо, вы окажетесь перед домом Меландра, еще одним великолепным особняком патриция, украшенным мозаиками и фресками. Справа, в конце улицы, вы увидите два прекрасных здания с садами: Дом Лорея Тибуртина и виллу Джулии Феличе. В восточной части, на окраине города, находится Амфитеатр (80 год до нашей эры).
При раскопках были найдены солнечные часы, разделенные на «равномерные часы» - то есть прибор, создание которого было трудной задачей даже в позднее средневековье. Помпеи стал уникальной, не имеющей себе равных, достопримечательностью. Он совсем не похож на многие другие археологические зоны, где перед нами реконструирована архитектура или искусство ушедших эпох. Здесь, как ни парадоксально это звучит, сохранилось нечто «живое», мы ни в чем не ощущаем музейной атмосферы, и, заглядывая в частные жилища, лавки ремесленников, театры и храмы, прогуливаясь по улицам и площадям, читая, политические «лозунги» и «рекламу», нам кажется, что мы переносимся в далекое прошлое, как будто путешествуем на «машине времени».